|
«Проектирование методического семинара (вебинара, мастер-класса) для учителей информатики по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся» |
Перед проведением ММО прошу пройти тесты:
Для прохождения онлайн-тестов необходимо уже иметь яндекс-аккаунт (или зарегистрироваться в нем). После прохождения теста учителю выдается электронный сертификат, в котором будет указано в процентном соотношении, насколько учитель владеет глобальными компетенциями, компетенциями по формированию читательской, естественнонаучной, математической и финансовой грамотности, креативного мышления.
Открыть сегодняшнее заседание мне хочется словами Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Тема: "Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности"
Цель – создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам формированию функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
- Выявить профессиональные дефициты педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся и организовать работу по их преодолению.
- Обеспечить освоение педагогами способов, образовательных технологий, деятельностных форм, направленных на формирование функциональной грамотности школьников.
- Внедрить инновационные формы методического сопровождения.
- Организовать работу профессиональных обучающихся сообществ педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Обеспечить внедрение в практику работы эффективных технологий формирования функциональной грамотности обучающихся.
Форма проведения:
деловая игра
Участники:
учителя информатики Чулымского района
На листочках отметьте те высказвания, которые считаете верными:
Задание 1
В каком высказывании речь идёт о функциональной грамотности?
- Знания у наших детей есть, вот только пользоваться ими не все умеют.
- Дети совершенно не читают книг! Всё время проводят в социальных сетях.
- Пропал интерес к технике, не выбирают естественнонаучные специальности.
- Не умеют считать, без калькулятора никуда!
Задание 2
Что в основном влияет на содержательное наполнение понятия функциональной грамотности?
- Договоренность экспертов
- Содержание учебных программ
- Развитие потребностей общества
- Требования высших учебных заведений
Задание 3
В каком международном исследовании оценивается уровень функциональной грамотности выпускников основной школы?
- Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования - TIMSS
- Международное исследование прогресса по читательской грамотности - PIRLS
- Международное исследование качества граждановедческого образования - ICCS
- Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA
Задание 4
Какие из следующих критериев являются основными для отбора задания для оценки сформированности функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.
- Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области
- Наличие контекста, связанного с ситуациями реальной жизни
- Соответствие возрастным особенностям учащихся
- Наличие одного правильного ответа
- Новизна формулировки задачи
- Знакомый для учащихся формат задания
- Неопределенность в способах решения
- Возможность самостоятельно сформулировать ответ или привести решение
Задание 5
Какие из следующих факторов, главным образом, определяют эффективность работы школы по формированию функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.
- Содержание образования
- Управление образованием
- Система учебно-методических материалов
- Материально-техническая база школы
- Профессиональная подготовка учителя
Давайте обсудим данные вопросы (идет обсуждение, но при этом я не комментирую ответы, а только заслушиваю мнения)
После обсуждения: "Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаешь и то, как преподать свой материал элегантно." сказала Лола Мей" давайте сегодня попробуем найти ответы на ранее заданные вопросы совместно в ходе погружения в тему "Функциональная грамотность"
Предлагаю для продолжения работы каждому взять листочек с моего стола и объединиться по видам функциональной грамотности:
способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида |
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
- выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию,
- содержащуюся в тексте;
- преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
- применять информацию из текста в изменённой ситуации;
- критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
|
пособность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах |
включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений |
- находит и извлекает математическую информацию в различном
контексте;
- применяет математические знания для решения разного рода проблем;
- формулирует математическую проблему на основе анализа
ситуации;
- интерпретирует и оценивает математические данные в
контексте лично значимой ситуации;
- интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации.
|
сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия |
включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни |
- вести учет доходов и расходов;
- планировать бюджет;
- жить по средствам, без лишних кредитов;
- сделать сбережения на случай форс-можора;
- принимать стратигические финансовые решения, связанные с основными циклами жизни (учеба, пенсия крупные покупки...);
- осознанно выбирать финнансовые инструменты;
- использовать накопительные и страховые инструменты;
- защищать свои финансовые интересы
|
способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями |
требует от человека следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства |
Выделяются следующие познавательные уровни:
Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы. |
- способность - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
|
способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Они включают: - заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития - управление поведением - открытость к новому - эмоциональное восприятие нового |
- Знание и понимание глобальных проблем
- Знание и понимание межкультурных взаимодействий
- Аналитическое и критическое мышление
|
способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму |
помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Оно требуется не только людям творческих профессий |
- обнаруживать и ставить проблемы,
- генерировать много идей,
- предлагать разнообразные идеи,
- быть оригинальным,
- уметь усовершенствовать объекты, добавляя детали,
- уметь решать проблемы – способность к анализу и
синтезу Дж. Гилфорд, психолог. |
Теперь давайте разберемся какие тройки у нас получились.
"Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют."- сказал Антон Павлович Чехов. К какому виду функциональной грамотности вы бы отнесли его слова? Группа, которая соединилась, зачитайте те высказывания, которые у вас на листочках. А мы проверим. Займите 6 стол.
«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное» - писал К. Д. Ушинский, о какой грамотности вы бы сказали так же? Также зачитываем текст с листочков и занимаем 1 стол.
"Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость,а умело расходовать их — искусство." - говорил Бертольд Авербах. Это, конечно, о финансовой грамотности. Заслушаем тех, кто собрался вместе и займите 3 стол.
"Главная обязанность ученого не в том, чтобы пытаться доказать непогрешимость своих мнений, а в том, чтобы быть всегда готовым отказаться от всякого воззрения, представляющегося недоказанным, от всякого опыта, оказывающегося ошибочным." - П. Бертло, как вы думаете о какой грамотности можно так сказать? Заслушаем тех, кто собрался вместе и займите 4 стол.
"Глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. Перед образованием ставятся задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)" - слова Жака Делора. Заслушаем что же написано на ваших листочках. Занимаем 5 стол.
После выполнения этого задания вы разбились на группы.
У нас 18 учителей информатики, поэтому в каждой группе получается по 3 человека.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Глобальные компетенции
- Криативное мышление
На столах лежат листочки с номерами: 1,2,3. Участникам группы присваивается тот номер, который лежит перед ним.
Не забываем, что мы учителя информатики, поэтому выбираем любую тему из нашего курса.
Теперь каждая группа работает над созданием 1 задачи. Задача должна включать 3 уровня сложности.
На выполнение задания отводится 20 минут.
Через 20 минут участник группы под номером 3 переходит в соседнюю группу и решает составленную своей группой задачу уже с коллегами другой группы.
Итог работы:
Участник под номером 1 группы выходит и зачитывает свою задачу, а те, кто ее решали оценивают ее, находят ошибки, недочеты и предлагают дополнение к задаче, остальные группы включаются в обсуждение задачи и вносят свои поправки и предложения.
В итоге у нас сегодня получился кейс с 6 задачами.
Одна из задач:
Вы живете в небольшом поселке, а ваша бабушка в деревне, а к ней вы ездите 2 раза в неделю. Любимым местом отдыха вашей семьи является село Артыбаш, Северный берег Телецкого озера, где вы отдыхаете ежегодно в июле месяце. Расстояние от Новосибирска до Артыбаш на машине составляет 586 км по трассе. Примерное время преодоления расстояния на машине составляет 11 ч. 4 мин. Расстояние от Чулыма до Новосибирска на машине составляет сто тридцать семь километров. От Новосибирска до Барнаула 4 часа общее время езды обойдутся в 657 рублей Дальше на автобусе до Артыбаша 9 – 11 часов, билет стоит от 1000 р Родители решили купить автомобиль. Помогите родителям определиться стоит ли его приобретать, воспользовавшись данными из приведенной таблицы.
Стоимость проезда в транспорте |
26 р |
Расход бензина предполагаемого автомобиля на 100 км |
11 л |
Стоимость бензина |
48 р |
Расстояние до работы |
2 км. |
Расстояние до дома бабушки |
17 км |
Стоимость автомобиля |
990 тыс. руб. |
- Определите, выгодно ли ездить на выбранном автомобиле на работу, воспользовавшись данными из приведенной таблицы.
-
Стоит ли покупать машину только для поездки к бабушке? (проанализируйте в течение недели)
- Каков расход бензина при месячном использовании машины? (В месяце 4 недели)
- Определите во сколько раз стоимость проезда на автобусе будет больше, чем использование машины в течение 2 месяцев
- Определите сколько сэкономит семья, используя автомобиль за 3 летних месяца по сравнению с 3 зимними, если расход бензина в летние месяцы в 0,8 раза меньше.
- Окупиться ли его покупка через 2 года использования только в пределах местности.
- Просчитайте, что выгоднее: поездка на машине на Артыбаш или на автобусе?
a. по времени? b. по цене?
Задача может быть решена как на любом из языков программирования, так и с помощью динамических таблиц.
Еще одна задача:
К вам обратилась учительница начальных классов со следующим вопросом: Ей необходимо решить, что выгоднее купить для награждения учеников: Грамоты формата А4 , плотностью – 140 г/м2, где в пачке 20 штук и их цена 249 рублей или купить пачку утолщенной бумаги Xerox по цене 2569 руб 500 листов, плотностью 120 г/м2 и пленку для ламинирования Brauberg толщиной 60 мкм, количество 100 штук по цене 363 руб. При этом она говорит, ламинатор у нее есть, а краску для цветного принтера она покупала давно по цене 180 руб за 1 флакон, а ей надо таких 4 флакона. Скорость печати принтера 7 страниц за 6 секунд черной краской и 15 секунд для самодельных, а ей необходимо напечать 40 грамот. А) определите время, которое потратит учительница на печать готовых грамот. Б) Определите время, которое потратит учительница на печать самодельных грамот. В) Рассчитайте, что выгоднее: купить готовые грамоты или создать их самостоятельно.
Давайте вернемся к тем заданиям, с которых мы начали наше заседание и еще раз отметьте ответы, изменились ли ваши ответы?
Оговорим верные ответы
Задание 1
В каком высказывании речь идёт о функциональной грамотности? 1. Знания у наших детей есть, вот только пользоваться ими не все умеют.
Задание 2
Что в основном влияет на содержательное наполнение понятия функциональной грамотности?
3. Развитие потребностей общества
Задание 3
В каком международном исследовании оценивается уровень функциональной грамотности выпускников основной школы?
4. Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA
Задание 4
Какие из следующих критериев являются основными для отбора задания для оценки сформированности функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.
- Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области
Задание 5
Какие из следующих факторов, главным образом, определяют эффективность работы школы по формированию функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.
1. Содержание образования
4. Профессиональная подготовка учителя
Наше заседание я хочу закончить словами из произведения Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье".
Правило красной королевы: «Необходимо бежать со всех ног, чтобы оставаться на одном и том же месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
|
|
| | |