Сайт методического объединения учителей математики и информатики Чулымского района

«Проектирование методического семинара (вебинара, мастер-класса) для учителей информатики по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся»

 

 

 Перед проведением ММО прошу пройти тесты:

   Для прохождения онлайн-тестов необходимо уже иметь яндекс-аккаунт (или зарегистрироваться в нем).
После прохождения теста учителю выдается электронный сертификат, в котором будет указано в процентном соотношении, насколько учитель владеет глобальными компетенциями, компетенциями по формированию читательской, естественнонаучной, математической и финансовой грамотности, креативного мышления.

Открыть сегодняшнее заседание мне хочется словами Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»     
          

Тема: "Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности"

Цель – создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов по вопросам формированию функциональной грамотности обучающихся.

Задачи:

  •  Выявить профессиональные дефициты педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся и организовать работу по их преодолению.
  •  Обеспечить освоение педагогами способов, образовательных технологий, деятельностных форм, направленных на формирование функциональной грамотности школьников.
  •  Внедрить инновационные формы методического сопровождения.
  •  Организовать работу профессиональных обучающихся сообществ педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся.
  •  Обеспечить внедрение в практику работы эффективных технологий формирования функциональной грамотности обучающихся.

 Форма проведения: 

                          деловая игра

Участники:

                    учителя информатики Чулымского района  

На листочках отметьте те высказвания, которые считаете верными:

Задание 1

В каком высказывании речь идёт о функциональной грамотности?
 

  1. Знания у наших детей есть, вот только пользоваться ими не все умеют.
  2. Дети совершенно не читают книг! Всё время проводят в социальных сетях.
  3. Пропал интерес к технике, не выбирают естественнонаучные специальности. 
  4. Не умеют считать, без калькулятора никуда!

Задание 2

Что в основном влияет на содержательное наполнение понятия функциональной грамотности?

  1.  Договоренность экспертов
  2.  Содержание учебных программ
  3.  Развитие потребностей общества
  4.  Требования высших учебных заведений

Задание 3

В каком международном исследовании оценивается уровень функциональной грамотности выпускников основной школы?

  1. Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования - TIMSS
  2. Международное исследование прогресса по читательской грамотности - PIRLS
  3. Международное исследование качества граждановедческого образования - ICCS
  4. Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA

Задание 4

Какие из следующих критериев являются основными для отбора задания для оценки сформированности функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.

  1. Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области
  2. Наличие контекста, связанного с ситуациями реальной жизни
  3. Соответствие возрастным особенностям учащихся
  4. Наличие одного правильного ответа
  5. Новизна формулировки задачи
  6. Знакомый для учащихся формат задания
  7. Неопределенность в способах решения
  8. Возможность самостоятельно сформулировать ответ или привести решение

Задание 5

Какие из следующих факторов, главным образом, определяют эффективность работы школы по формированию функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.
 

  1. Содержание образования
  2. Управление образованием
  3. Система учебно-методических материалов
  4. Материально-техническая база школы
  5. Профессиональная подготовка учителя

 

Давайте обсудим данные вопросы (идет обсуждение, но при этом я не комментирую ответы, а только заслушиваю мнения)

 После обсуждения: "Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаешь и то, как преподать свой материал элегантно." сказала Лола Мей" давайте сегодня попробуем найти ответы на ранее заданные вопросы совместно в ходе погружения в тему "Функциональная грамотность"

Предлагаю для продолжения работы каждому взять листочек с моего стола и объединиться по видам функциональной грамотности:

способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни 
  •  выделять главную мысль всего текста или его частей;
    понимать информацию,
  • содержащуюся в тексте;
  • преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
  • применять информацию из текста в изменённой ситуации;
  • критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
 пособность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах  включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений
  •  находит и извлекает математическую информацию в различном
    контексте;
  •  применяет математические знания для решения разного рода проблем;
  • формулирует математическую проблему на основе анализа
    ситуации;
  •  интерпретирует и оценивает математические данные в
    контексте лично значимой ситуации;
  •  интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации.
 сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия  включает знание и понимание
финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии
эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни
  •  вести учет доходов и расходов;
  • планировать бюджет;
  • жить по средствам, без лишних кредитов;
  • сделать сбережения на случай форс-можора;
  • принимать стратигические финансовые решения, связанные с основными циклами жизни (учеба, пенсия крупные покупки...);
  • осознанно выбирать финнансовые инструменты;
  • использовать накопительные и страховые инструменты;
  • защищать свои финансовые интересы
 способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественнонаучными идеями
 требует от человека следующих компетенций: научно объяснять
явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства

 Выделяются следующие познавательные уровни:

  •  Низкий

Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на
графике или в таблице.

  •  Средний

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения
явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

  •  Высокий

Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать
доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

  •  способность - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; 
  • осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
  •  вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
 способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
Они включают:
- заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития
- управление поведением
- открытость к новому
- эмоциональное восприятие нового
  •  Знание и понимание глобальных проблем
  • Знание и понимание межкультурных взаимодействий
  • Аналитическое и критическое мышление
 способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму  помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Оно требуется не только людям творческих профессий
  •   обнаруживать и ставить проблемы,
  •  генерировать много идей,
  •  предлагать разнообразные идеи,
  •  быть оригинальным,
  •  уметь усовершенствовать объекты, добавляя детали,
  •  уметь решать проблемы – способность к анализу и
    синтезу
    Дж. Гилфорд, психолог.

Теперь давайте разберемся какие тройки у нас получились.

"Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют."- сказал Антон Павлович Чехов. К какому виду функциональной грамотности вы бы отнесли его слова? Группа, которая соединилась, зачитайте те высказывания, которые у вас на листочках. А мы проверим. Займите 6 стол.

«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное» - писал К. Д. Ушинский, о какой грамотности  вы бы сказали так же? Также зачитываем текст с листочков и занимаем 1 стол.

"Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость,а умело расходовать их — искусство." - говорил Бертольд Авербах. Это, конечно, о финансовой грамотности. Заслушаем тех, кто собрался вместе и займите 3 стол.

"Главная обязанность ученого не в том, чтобы пытаться доказать непогрешимость своих мнений, а в том, чтобы быть всегда готовым отказаться от всякого воззрения, представляющегося недоказанным, от всякого опыта, оказывающегося ошибочным." - П. Бертло, как вы думаете о какой грамотности можно так сказать?  Заслушаем тех, кто собрался вместе и займите 4 стол.

"Глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. Перед образованием ставятся задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда)  научить жить (учение для бытия)  научить жить вместе (учение для совместной жизни)" - слова Жака Делора. Заслушаем что же написано на ваших листочках. Занимаем 5 стол.

После выполнения этого задания вы разбились на группы.

     У нас 18 учителей информатики, поэтому в каждой группе получается по 3 человека.

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Криативное мышление

 На столах лежат листочки с номерами: 1,2,3. Участникам группы присваивается тот номер, который лежит перед ним.

Не забываем, что мы учителя информатики, поэтому выбираем любую тему из нашего курса. 

Теперь каждая группа работает над созданием 1 задачи. Задача должна включать 3 уровня сложности.

На выполнение задания отводится 20 минут.

Через 20 минут участник группы под номером 3 переходит в соседнюю группу и решает составленную своей группой задачу уже с коллегами другой группы.

Итог работы:

Участник под номером 1 группы выходит и зачитывает свою задачу, а те, кто ее решали оценивают ее, находят ошибки, недочеты и предлагают дополнение к задаче, остальные группы включаются в обсуждение задачи и вносят свои поправки и предложения.

В итоге у нас сегодня получился кейс с 6 задачами.

Одна из задач:

 Вы живете в небольшом поселке, а ваша бабушка в деревне, а к ней вы ездите 2 раза в неделю. Любимым местом отдыха вашей семьи является село Артыбаш, Северный берег Телецкого озера, где вы отдыхаете ежегодно в июле месяце.
 Расстояние от Новосибирска до Артыбаш на машине составляет 586 км по трассе. Примерное время преодоления расстояния на машине составляет 11 ч. 4 мин.
 Расстояние от Чулыма до Новосибирска на машине составляет сто тридцать семь километров.
 От Новосибирска до Барнаула 4 часа общее время езды обойдутся в 657 рублей
 Дальше на автобусе до Артыбаша 9 – 11 часов, билет стоит от 1000 р
Родители решили купить автомобиль. Помогите родителям определиться стоит ли его приобретать, воспользовавшись данными из приведенной таблицы.

Стоимость проезда в транспорте 26 р 
 Расход бензина предполагаемого автомобиля на 100 км  11 л
 Стоимость бензина  48 р
 Расстояние до работы   2 км.
 Расстояние до дома бабушки  17 км
 Стоимость автомобиля   990 тыс. руб.

  1. Определите, выгодно ли ездить на выбранном автомобиле на работу, воспользовавшись данными из приведенной таблицы.
  2. Стоит ли покупать машину только для поездки к бабушке? (проанализируйте в течение недели)

  3. Каков расход бензина при месячном использовании машины? (В месяце 4 недели)
  4. Определите во сколько раз стоимость проезда на автобусе будет больше, чем использование машины в течение 2 месяцев
  5. Определите сколько сэкономит семья, используя автомобиль за 3 летних месяца по сравнению с 3 зимними, если расход бензина в летние месяцы в 0,8 раза меньше.
  6. Окупиться ли его покупка через 2 года использования только в пределах местности.
  7. Просчитайте, что выгоднее: поездка на машине на Артыбаш или на автобусе?
    a. по времени?
    b. по цене?

Задача может быть решена как на любом из языков программирования, так и с помощью динамических таблиц.

Еще одна задача:

К вам обратилась учительница начальных классов со следующим вопросом:
Ей необходимо решить, что выгоднее купить для награждения учеников:
 Грамоты формата А4 , плотностью – 140 г/м2, где в пачке 20 штук и их цена 249 рублей или купить пачку утолщенной бумаги Xerox по цене 2569 руб 500 листов, плотностью 120 г/м2  и пленку для ламинирования Brauberg толщиной 60 мкм, количество 100 штук по цене 363 руб.
При этом она говорит, ламинатор у нее есть, а краску для цветного принтера она покупала давно по цене 180 руб за 1 флакон, а ей надо таких 4 флакона.
Скорость печати принтера 7 страниц за 6 секунд черной краской и 15 секунд для самодельных, а ей необходимо напечать 40 грамот.
     А) определите время, которое потратит учительница на печать готовых грамот.
     Б) Определите время, которое потратит учительница на печать самодельных грамот.
     В) Рассчитайте, что выгоднее: купить готовые грамоты или создать их самостоятельно.
 

Давайте вернемся к тем заданиям, с которых мы начали наше заседание и еще раз отметьте ответы, изменились ли ваши ответы?

Оговорим верные ответы 

Задание 1

В каком высказывании речь идёт о функциональной грамотности?
     1. Знания у наших детей есть, вот только пользоваться ими не все умеют.

Задание 2

Что в основном влияет на содержательное наполнение понятия функциональной грамотности?

    3. Развитие потребностей общества

Задание 3

В каком международном исследовании оценивается уровень функциональной грамотности выпускников основной школы?

    4. Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA

Задание 4

Какие из следующих критериев являются основными для отбора задания для оценки сформированности функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.

  1. Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области
Задание 5

Какие из следующих факторов, главным образом, определяют эффективность работы школы по формированию функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы. 

   1. Содержание образования

   4. Профессиональная подготовка учителя

 

Наше заседание я хочу закончить словами из произведения Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье".

Правило красной королевы: «Необходимо бежать со всех ног, чтобы оставаться на одном и том же месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»